ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Вин-чун

15 Ноя 2012

Южнокитайский стиль «Юнчуньцюань», название которого на «общекитайском» языке путунхуа читается как «Винчункуэн». То и другое переводится как женское имя «Вечная весна». Согласно легенде, стиль создала в XVII веке женщина по имени Инь Винчун.

Винчун, это стиль боя на короткой дистанции, поэтому преимущество отдано технике рук. Однако ноги тоже используются для нанесения ударов по нижнему уровню. Отличительной особенностью методов тренировки являются упражнения «склеенные руки» (чи сао), вырабатывающие у адептов Винчун умение контролировать действия рук противника, а также правильно распределять свою силу. Подобные упражнения есть и для ног.

Техника школы кодифицирована в шести комплексах (таолу):

1. Сиу Лим Тао (Siu Lim Tao) – Малая идея.
Техника первого уровня обучения суммируется в форме Сиу Лим Тао (Форма «Малая идея»). На первом уровне боец Вин Чун учиться принимать и сохранять правильную структуру тела. Получает основные теоретические знания о базовых принципах построения техники, таких как: — Центральная ось тела; — Принцип действия вдоль центральной линии; — Разделение тела на квадранты; — Двое ворот; — Формирование правильной структуры тела; — Постановка дыхания и другие. Целью первого этапа является знакомство ученика и закрепление на уровне рефлекса правильной структуры тела, основных движений рук, базовой стоики И Джи Ки Юн Ма (Песочные часы). В программе первого уровня обучения присутствуют все основные элементы техники Вин Чун, которые используются и остаются практически неизменными на всех этапах обучения. Они включают в себя атакующие и защитные действия, освобождения от захватов и другие элементы. Особенностью уровня Сиу Лим Тао, является то, что ученик выполняет все движения из статичного положения. В конце первого уровня обучения начинают практиковаться упражнения Чи Сау. Это, пожалуй, самый важный этап обучения. На нем закладывается фундамент, без освоения которого дальнейший прогресс не возможен. Всем студентам следует очень внимательно относиться к освоению техники первого уровня.

2. Чам Киу (Chum Kiu) – Поиск моста.
Если первый уровень обучения Вин Чун полностью посвящен формированию правильной структуры тела и освоению базовых движений рук в соединении с правильным дыханием, то на втором уровне учатся двигать эту структуру в пространстве. На втором уровне боец Вин Чун становиться собственно бойцом. Основной задачей этого уровня является изучение шагов и перемещений. Добавляются удары и защиты ногами. Это самый длительный по продолжительности и насыщенности техникой этап. Именно на этом этапе боец Вин Чун начинает практиковать упражнения Чи Сау в свободной форме, а по окончании этапа с включением ударов ногами. На этом этапе изучаются все факультативные курсы. По окончании обучения по программе Чам Киу ученик становиться ассистентом инструктора и начинает как помогать Инструктору на тренировках, так и получает право преподавать Вин Чун начинающим, под присмотром Инструктора. Ученик, успешно прошедший обучения Чам Киу имеет навыки свободного боя с одним или несколькими противниками. Это полноценный боец и начинающий Инструктор.

3. Биу Джи (Biu Jee) – Бьющие пальцы.
Изучение программы Биу Джи во всех школах Вин Чун традиционно считается переходом на первый мастерский уровень. Это первый шаг на пути вхождения в элиту Вин Чун. Большинство студентов останавливаются на изучении уровня Чам Киу, так как этой техники вполне достаточно для того чтобы стать полноценным бойцом. Так зачем же тогда изучать Биу Джи? Третий уровень обучения – это дальнейшее совершенствование мастерства с добавлением новых элементов в технике и тактике: использование «упругой» силы и «длинных мостов». Понятие упругой силы не в коем случае не связано с использованием скрытых возможностей организма и тому подобными вещами. Это использование понижения и повышения своего центра тяжести как маятника для генерации силы в бьющей конечности и вообще в любом месте тела. Боец, овладевший Упругой силой может наносить достаточно сильные удары с минимального расстояния. Знаменитый дюймовый удар, так часто демонстрируемый на показательных выступлениях по Вин Чун есть ни что иное, как использование Упругой силы. Также водится понятие «Длинного моста». Длинный мост – использование почти прямой руки для вхождения в контакт с руками противника, а также использование молниеносного броска для входа в ближний бой с более дальней, чем на уровне Чам Киу дистанции. Использование упругой силой и длинных мостов делает технику Вин Чун еще более короткой и позволяет в полной мере реализовать основной тактический принцип системы: лучшая защита – это нападение! Боец, овладевший техникой Биу Джи не разделяет атаку и защиту, а реагирует на атаку противника собственной упреждающей атакой. Он как бы гасит атаку противника, еще до того, как он успеет ее развить. Движения бойца уровня Биу Джи становятся еще более экономичными и простыми и он всегда оказывается быстрее бойца уровня Чам Киу.

4. Техника работы с деревянным манекеном (Muk Yan Chong Fa).
На этом уровне обучения изучается техника использования специального тренажера – деревянного манекена, для отработки техники Вин Чун, изученной на предыдущих трех уровнях. Также на уровне деревянного манекена полностью раскрывается техника ног Вин Чун. Деревянный манекен, используемый в системе – это прежде всего тренажер для окончательной шлифовки углов, дистанции и отработки применения упругой силы. Вопреки распространенному заблуждению, деревянный манекен не используется для отработки силы удара. Если вы сломали ручку манекена, в процессе тренировки, значит вам следует вернуться к началу обучения уровню Чам Киу. Деревянный манекен Вин Чун – это прежде всего угломер, который изготавливается индивидуально под конкретного человека. Длина его «рук», ноги и расстояние между ними строго регламентированы и соотносятся с пропорциями его хозяина. Существует специальный формальный комплекс движений (форма) для отработки на деревянном манекене. Кроме того, как уже упоминалось выше, техника ног Вин Чун полностью раскрывается именно на этом уровне. Появляются различные упражнения для отработки устойчивости, а также упражнения Липкие ноги (Chi Gerk). На этом уровне боец «использует ноги как руки», строя технику по аналогичным принципам. На этом уровне собирается и закрепляется вся техника, изученная ранее. Отдельное внимание уделяется отработке и закреплению техники боевых перемещений и развитию устойчивости. Для этого используется еще один тренажер — пять столбов или Му Фа Джонг (Mui Fa Joang /Mui Fa Bo Fat). В некоторых школах, в нашей в том числе, техника перемещений по пяти столбам собрана в формальный комплекс. Это завершающий этап обучения технике непосредственно рукопашного боя – боя без оружия.

5. Техника Шести с половиной точек шеста (Luk Dim Boon Gwun).
Переход на этот уровень означает вхождение в элиту. Йип Ман считал технику работы с оружием наиболее секретной. Всего несколько ближайших учеников Гранд мастера получили это знание из его рук. Даже сейчас очень малое количество последователей Вин Чун владеют оригинальной техникой шести с половиной точек шеста. Техника согласно классической истории возникновения и развития стиля Вин Чун была привнесена в систему и имеет происхождение из шаолиньской школы, однако была адаптирована в соответствии с принципами и механикой стиля Вин Чун. Почему шесть с половиной точек? Вся техника работы с шестом включает шесть поступательно-возвратных движений. Т.е. каждое из шести движений состоит из двух частей. А седьмое движение имеет только одну часть, поступательную и возвратного движения в себя не включает, поэтому и называется половиной. На этом этапе техника Вин Чун представлена как бы выстроенной в линию. Здесь используется техника перемещения в низких стойках, не свойственная Вин Чун. Побочным эффектом от изучения техники шеста является лучшее и более глубокое понимание принципов системы. Также боец учиться новым нюансам использования силы. Ну и само главное – техника шеста применима к любым аналогичным по форме предметам длиной не менее 120 см. Это может быть даже швабра, черенок от лопаты или даже обломок трубы. Техника бойца, освоившего навыки работы с оружием сильно отличается от техники бойца с ней не знакомого.

6. Восемь порезов ножем-бабочкой. Бат Джам До (Baat Jarm Dao).
Это завершающий этап обучения. Форму восьми ударов ножами-бабочками, а также способы изученной техники против других видов короткого и длинного оружия, в том числе длинного шеста. В технике Баат Джам До собраны все техники перемещений, изученные на предыдущих уровней, а также добавляются новые элементы. На этом уровне принципы Вин Чун трансформируются, давая бойцу практически неограниченную свободу в применении различных приемов как рукопашного боя, так и боя с использованием оружия. На этом этапе постулаты и правила превращаются в концепции и принципы. Боец, изучивший и освоивший в совершенстве технику Баат Джам До наконец заканчивает путь обучения технике. Только на этом завершающем этапе перед ним полностью раскрывается концепция системы. Он переходит с этапа изучения к творчеству. Теперь его дальнейший путь будет связан с увеличением глубины осознания принципов и особенностей применения изученной системы. Это путь создания собственного вклада в развитие системы Вин Чун и методику обучения. В техническом плане техника Баат Джам До дает навыки ведения боя с любым парным оружием схожей конструкции, а также с любыми подручными средствами, по длине и форме подобными ножам-бабочкам – это мачете, палка и даже кусок металлической арматуры или телескопическая дубинка. Также техника Барт Джам Дао еще в большей степени способствует совершенствованию техники перемещений, особенно методики быстрого сокращения дистанции с противником. Также побочным эффектом практики Баат Джам До является совершенствование и более широкое применение в бою так называемой силы локтя и запястья и присущей технике Баат Джам До специфической техники игры с дистанцией.

Стиль Винчун весьма популярен среди «хуацяо» (этнических китайцев, живущих за пределами КНР), а также среди европейцев, американцев и жителей стран Юго-Восточной Азии. В настоящее время известны два основных направления данного стиля — китайское и вьетнамское. Вьетнамское направление возглавлял Нгуэн Тэ Конг. Лидером китайского направления был мастер Ип Мэн (1898—1972) из Гонконга.

Ип Ман

Главные различия между этими направлениями заключаются, во-первых, в том, что китайцы изучают комплекс «116 приемов работы с деревянным манекеном», а вьетнамцы — другой комплекс «108 приемов», который можно выполнять как на манекене, так и вдвоем с партнером. Во-вторых, во вьетнамском направлении есть еще один комплекс (кулак пяти зверей), который отсутствует у китайцев.

Крупнейшими объединениями поклонников данного стиля являются «Всемирная организация Винчун кунфу» (президент Уильям Чеун); «Международная организация Винчун кунфу (Лян Дин); «Ассоциация Винчун Тэ Конг» (Винг Занг).

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.