ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Развитие реакции в тхэквондо

09 Ноя 2012

Для развития быстроты реакции используются специальные задания на реагирование в процессе выполнения общеподготовительных, специально-подготовительных и боевых упражнений.

Тренер, желающий развить быстроту реакции у спортсменов, должен:

1. Вырабатывать у них установку на максимально быстрое и точное реагирование (мгновенно реагировать на предлагаемые различные раздражения – сигналы, показы, удары, открытия и др.).

2. Создавать во время выполнения упражнений внезапно меняющиеся условия, на которые тхэквондисты должны мгновенно реагировать максимально быстрым действием.

3. Преодолевать у тхэквондистов напряженность и скованность движения, которые вызваны или их неправильной координацией, или эмоциональным состоянием спортсменов (страхом перед противником, опасением получить удар, излишней горячностью и т. п.).

4. Учить подопечных контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой; создавать у спортсменов четкое представление о длительности реакции, применяя в тренировке специальные измерители времени.

Для развития быстроты реакции очень важно, чтобы тхэквондисты ясно представляли сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить эти действия из-за их быстроты на элементы, не представляют, из чего складывается структура реакции, не могут выделить в сознании момент «ответа».

Принципы развития быстроты реакции особенно успешно могут быть реализованы в подготовительной части занятий, так как внимание и нервно-мышечный аппарат спортсмена еще не утомлены значительными нагрузками, быстрота реакции после средней по интенсивности разминки имеет оптимальное значение.

Для развития быстроты реакции подготовительную часть занятия целесообразно начинать с общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. В них применяется система команд и сигналов, на которые тхэквондисты должны реагировать с как можно большей быстротой, мгновенно выполняя соответствующие действия и движения. Обычно сначала для развития быстроты реакции предлагаются общеподготовительные упражнения в передвижении, а затем имитационные в передвижении по залу и на месте.

Упражнения надо выполнять после соответствующего разогревания мышц с помощью упражнений на гибкость и растяжение, так как быстрые, резкие «ответные» движения могут вызвать повреждения в неразогретых мышцах. При упражнениях на снарядах необходимо давать различные сигналы, на которые тхэквондист должен немедленно реагировать всевозможными ударно-защитными действиями.

Применяя упражнения с лапами, тренер по договоренности с тхэквондистом ставит их в определенные положения, служащие сигналом для ударов или серий ударов, имитирует лапами удары, на которые спортсмен обязан реагировать защитами (или защитами с контрударами). Полезно применять упражнения, в которых тхэквондист сначала наносит по лапам какую-либо серию ударов, а затем по сигналу преподавателя прерывает ее и применяет защиту или резко изменяет дистанцию и снова продолжает наносить удары.

Особенно эффективна для развития быстроты реакции система специально-подготовительных упражнений без жилетов и в жилетах, выполняемая в основной части занятия. Сначала спортсмены выполняют заданные специально-подготовительные упражнения без жилетов в шеренгах, реагируя на сигналы (удары, защиты) тренера, а затем повторяют их с противником на удлиненной дистанции. После этого в специально-подготовительных упражнениях в жилетах с партнером на боевых дистанциях тхэквондисты реагируют обусловленными действиями на положение жилета противника, по которому наносятся удары.

Упражнения для развития быстроты реакции не должны занимать много времени. Как только становится заметно, что спортсмен начинает хуже воспринимать задания, надо переходить к другим упражнениям, чтобы затем вернуться к упражнениям на быстроту реакции. Такое чередование даст больший эффект, чем непрерывное выполнение упражнения для развития быстроты реакции.

Для того чтобы упражнения в условном бою способствовали развитию быстроты реакции, необходимо соблюдать несколько условий: тхэквондист должен стараться предугадывать действия или положения партнера, на которые нужно реагировать, и стремиться почти одновременно фиксировать эти действия в момент собственного движения, выделяя в сознании скрытый период реакции; в заключительный период реакции боец должен стремиться очень четко выполнить удар или защиту и снова принять исходное положение (не растягивая во времени своих дальнейших действий); он должен строго соблюдать систему усложнения своих действий и ответных действий противника.

Например, в первой половине раунда одному спортсмену предлагается наносить боковой удар ближней ногой без финта; партнер, для которого это упражнение является «формирующим» быстроту реакции, делает шаг назад (простая реакция); во второй половине раунда противник делает финт или наносит удар без финта, делает финт и наносит удар. Тхэквондист должен различать финт и действительный удар, либо воздержаться от защиты, либо защищаться (элементарная реакция с выбором). В первой половине второго раунда противник наносит удар или дальней, или ближней; защищается от удара ближней шагом назад, от удара дальней – скачком назад (ответная реакция усложняется). После этого противник применяет финты, и реакция спортсмена усложняется еще больше. Затем ему можно предложить усложнить структуру своей реакции – дать больший выбор защит, связать защиту с контрударом; можно предложить бойцам выполнять задания на разных дистанциях и чередовать их.

Такие упражнения должны длиться меньше раунда (полраунда, одну минуту). При выполнении заданий партнерам категорически запрещается наносить резкие акцентированные удары; все движения спортсмены должны выполнять предельно расслабленно, легко и быстро.

Для развития быстроты реакции нередко применяется упражнение, в котором один спортсмен наносит легкие быстрые удары левой и правой ногой в голову, а другой защищается, применяя уходы, уклоны, отклоны, боковые шаги и т. п.

Тактическое мышление формируется в процессе условных и вольных боев.

Спортсмены должны наблюдать за действиями противника и правильно реагировать на них, принимая мгновенное решение, выбирать правильное контрдействие, бороться за осуществление своих решений, преодолевать трудности, возникающие в ходе боя, а в случае необходимости и изменять принятое решение.

Тхэквондистам дают задание по разведке действий противников для изучения сильных и слабых сторон их техники и тактики, физической подготовленности, манеры боя и т. п. При этом спортсмен не только наблюдает, как действует соперник, но и мгновенно решает, какие контрдействия следует применять, и пытается их тотчас выполнить.

Затем тхэквондисту предлагают вести бой с противником иной манеры, например, с непрерывно атакующим или предпочитающим вести бой легкими одиночными ударами соперником, с тхэквондистом, обладающим сильным ударом, и др. Спортсмен должен решать специальные задачи в зависимости от манеры боя противника.

После окончания условных и вольных боев, а иногда и в ходе их, тхэквондисты должны рассказывать тренеру, что удалось им выяснить в ходе боя, чем вызваны их действия в бою, какие намерения имели спортсмены, что помешало выполнить запрограммированные действия и т. д. Они должны в деталях разбирать каждый условный и вольный бой, причем тренер обязан анализировать вместе с ними их психические ощущения, определять, насколько правильно и быстро его подопечные воспринимали боевую обстановку и реагировали на нее, насколько внимательными и наблюдательными были, какие трудности помешали выполнить задание, как проявлялись в процессе боев волевые качества спортсменов.

Реакция

Умение своевременно реагировать на появление благоприятных ситуаций, на активные атакующие или контратакующие действия противника является известной трудностью, преодоление которой неразрывно связано с формированием высшего спортивного мастерства в тхэквондо. Следует указать на три основных вида реакции, встречающихся в тхэквондо: простая реакция, реакция слежения, реакция выбора.

Простая реакция проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец реагирует на начало приема, а также на начало защитных или контратакующих действий, не определяя их конкретной направленности. Значение простой реакции в тхэквондо исключительно важно, так как с ее помощью боец получает первые сведения о поведении противника. Организация защитных и контратакующих действий в значительной степени осуществляется с помощью простой реакции. Время простой реакции у тхэквондистов средней квалификации составляет 220–260 м/сек.

Для воспитания простой реакции полезно выполнять заранее заготовленное действие на заранее обусловленный сигнал (по свистку или хлопку принять определенную позу, начать удар, изменить позу, остановиться, изменить направление движения, осуществить определенный маневр ногами, туловищем, руками). При этом спортсмены не должны предвидеть момент подачи команды. Реакция выбора (латентный период реакции) проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец из двух или более вариантов сигнала определяет тот, который соответствует заготовленному им действию, или когда боец из двух заготовленных им действий применяет только одно решение – в соответствии с подачей определенного сигнала.

Время реакции выбора у тхэквондистов средней квалификации составляет 280–320 м/сек.

Реакция выбора лучше всего развивается в условиях учебного боя, когда партнеру, например, дается задание угрожать двумя различными ударами во взаимодействии с маневром, а боец должен выбрать наиболее опасное действие и отразить его. Реакция выбора может отрабатываться на специальных тренажерах (подробно см. в гл. «Методы научных исследований»).

Но этому должна предшествовать работа по изучению логики выбора вплоть до использования алгоритмов оптимальных действий в ответ на возникновение различных ситуаций (на первых порах типовых).

Реакция слежения проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец начинает свое действие после того, как находящийся в движении противник достигнет определенного положения.

Время реакции слежения может быть положительным, если боец начинает свое действие до наступления нужного момента, и отрицательным, если он действует с опозданием. Следовательно, оно может быть и нулевым.

Реакция слежения, необходимая в тхэквондо, лучше всего отрабатывается в паре с партнером.

Незначительного улучшения отдельных видов реакции можно добиться путем специальной тренировки. Но это не может оказать существенного влияния на результативность в тхэквондо. Очень важно, чтобы боец овладел всеми формами проявления готовности действовать. Спортивная ценность действий бойца определяется не только по принципу «чем быстрее, тем лучше» – гораздо ценнее своевременность применения нужного приема. В этом проявляется специфическая форма быстроты, необходимая тхэквондисту.

Поэтому когда мы говорим о развитии быстроты тхэквондиста, мы прежде всего имеем в виду широкий комплекс учебных тренировок, воспитывающих готовность спортсмена к различным действиям. Такая готовность позволяет ему выполнять атакующие приемы так, чтобы противник не успевал принять нужную защиту, и осуществлять эффективную и активную защиту в ответ на атаку противника.

Готовность к действию в значительной мере определяется временем различных реакций тхэквондиста, проявляемых при непрерывном слежении за действиями противника. Поэтому в тхэквондо отдельные виды реакций в чистом виде проявляются довольно редко.

Воспитание быстроты одиночного движения. Одной из форм проявления быстроты является скорость выполнения отдельного движения. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо использовать наиболее рациональную технику, развить до нужного уровня соответствующие группы мышц и многократными повторениями добиться наилучшей координации в выполнении движения.

Для развития быстроты необходимы также достаточная эластичность мышц и подвижность в суставах. Важно, чтобы боец умел вовремя расслаблять мышцы: закрепощенные мышцы не способствуют проявлению скоростных качеств.

Метод усложнения условий. С целью воспитания быстроты применяют усложненные условия, максимально приближенные к соревновательным или более трудные (например, выполнение упражнений с партнером более высокой квалификации, но меньшей весовой категории).

С этой же целью для развития необходимых групп мышц применяют отягощения в упражнениях, воспроизводящих точную структуру необходимого движения, выполняемого с определенной скоростью. Однако не следует увлекаться этими упражнениями, поскольку в погоне за увеличением силового эффекта может образоваться стереотип меньшей скорости включения мышц и скоростной удар исчезнет.

Успех в совершенствовании техники и тактики тхэквондиста целиком зависит от уровня развития его специализированных восприятий – чувства дистанции, ориентировки на даянге, чувства положения тела и свободы движений, чувства удара, чувства времени, внимания, мышления, быстроты реакции. Эти качества формируются в ходе тренировки под влиянием специальных педагогических воздействий партнера. В методике учебно-тренировочного процесса сложились определенные принципы развития специализированных качеств тхэквондиста.

Основной принцип развития специализированных восприятий – систематическая дифференцировка соответствующих ощущений, выработка умения управлять дистанцией до партнера, положением тела, степенью мышечного напряжения и расслабления и сознательно контролировать все это.

Для того чтобы совершенствовать уровень специализированных восприятий, на занятиях спортсмен должен постоянно варьировать различные параметры движений – время их выполнения, скорость, резкость и др., стараясь оценивать эти свойства движений, положения тела и его частей, стремиться как можно быстрее научиться осознавать ощущения, которые возникают при «полярных» движениях (очень резких или очень медленных, очень напряженных или расслабленных и т. д.), при постепенном изменении свойств движения или положений тела и его частей.

Для лучшего контроля за движениями и положениями тела выключают или ограничивают зрение, используют различные средства срочной информации.

Тхэквондист должен понять сущность каждого специализированного восприятия, которое он хочет развить, и упражняться в зрительном и кинестетическом представлении о положении тела, его частей, изучать важнейшие свойства движения.

Развитие специализированных восприятий требует ежедневной тщательной, кропотливой работы перед зеркалом, в «бою с тенью», в упражнениях на снарядах, с партнером. Используются различные вспомогательные средства для развития восприятий (мячи, камни, эспандеры, надувные камеры, стойки и др.), а также приборы, позволяющие получить срочную информацию об особенностях выполняемых движений (измерители – для фиксации дистанции, хронометры – времени, гониометры – положения частей тела, динамометры – ударных импульсов и др.).

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.