ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Музыка и боевые искусства

19 Дек 2012

Несмотря на мой мизерный опыт в карате (когда-то очень давно, в армии, друзья научили меня кое-чему — просто ради того, чтобы совместно «убить время»…), я вижу много общего между владением восточными боевыми искусствами и владением музыкальным инструментом.

Формулирую я это для себя и своих учеников так:

1. Полная свобода тела —  чем меньше зажимов, тем легче осуществить быстрое и сильное движение.

2. Техника дыхания — важна не только для духовых и пения, но для всех инструменталистов, особенно — пианистов, ибо для такого мощного инструмента и невероятно сложного репертуара, требующего огромной физической и психической выдержки, необходима большая концентрация энергии и ее свободный выброс в момент удара.

3. Принцип удара: быстрота и свобода (расслабленность) важнее силы: собственно говоря, скорость во многом и есть сила, а для этого крайне важны два первых пункта. Если использовать только силу мышц, то быстрого утомления не избежать. Необходимо фокусирование до лазерного луча. Однако основной принцип правильного «удара» по роялю: не «вколачивание  по самое не могу», а доставание звука, игра «из рояля» (принцип колокольного удара)

4. Ощущение времени: крайне медленная и  очень осознанная проработка движений позволяет изменить ощущение протекания времени (при том, что сложность тонкой моторики в музыке, конечно, несравнимо выше, чем в боевых искусствах —  поэтому этот пункт особенно важен)

Я  для себя объясняю это так: главное —  синхронизировать два процесса: точное движение пальцев и руки с контролем мозга. Как только они полностью синхронизированы, можно ускорять почти беспредельно — контроль поспевает бессознательно, а потом заменяется мышечной памятью.

Протекание времени на сцене совершенно уникально: восприятие таково, что все происходит как в замедленной прокрутке: воспринимается каждая мелочь, проносятся множество разных ощущений, ты можешь даже успеть подумать о ком-то, кто тебе мешает копошением в зале, регистрируешь каждую неточность — каждая неудача, каждая мелочь вырастает до гигантских размеров. Потом слушаешь запись и удивляешься —  все это проносится с такой быстротой, что не то, что слушатель, а даже ты сам почти не регистрируешь каких-то недоработак.

5. Уничтожение расстояния: перемещения по клавиатуре рук при больших прыжках осуществляются практически за «нулевое время» — расстояние безразлично, возникает ощущение, что рука растягивается сколь угодно: сейчас ты здесь, в следующее мгновение — уже там. Так возникает связанность в линии, которую реально связать невозможно.

6. Ощущение своего тела, как резонансного по отношению к вибрации инструмента и помещения.

7. Спонтанность мгновенного реагирования.

8. Смертельный риск!

Параллелей много. Так же, как и с профессией канатаходца.

Но содержание и цели — все-таки несколько разные!

Как сказал Олег, тебе же не кричат: «Володя! Вот сюда бей, сюда! Вот в эту клавишу! В черную! И ты его сломаешь нах!…» Мне — нет, слава Богу, не кричат. А вот Мацуеву, возможно, кричат (беззвучно) «Мочи его!»

Похоже, что связь восточных боевых искусств и музыки подтверждается тучами китайцев, корейцев и японцев, успешно завоевывающих все большее и большее пространство в европейских и американских концертных залах.

Быстрота, точность, сила и выдержка —  большего для успеха у современной публики и не требуется!

Я думаю, сейчас так же много занимающихся этим спортом «бойцов», совершенно игнорирующих  духовную составляющую, являющуюся ядром боевых искусств, как и музыкантов, быстро и громко (а нынче — и поразительно точно!) лупящих по инструменту на потребу публики, игнорирующих то, для чего музыка вообще существует.

Владимир Генин, журнал «Сноб»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.