ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Кванкидо

10 Янв 2013

Кванкидо (или Куан Кхи Дао — Путь Куана Кхи), это один из наиболее популярных современных стилей вьетнамских боевых искусств. Его учредил в 1981 г. мастер Фам Хуан Тонг (1947 г.р.).

Боевыми искусствами он начал заниматься еще ребенком, под влиянием своего дяди Фам Чу, преподавателя военной академии в Хюэ, древней столице Вьетнама. А в возрасте десяти лет его взял в свою школу Тхиеу-Лам Во-Мэй (заодно и в свою семью, как это принято в традиционных школах) мастер Тяу Куан Кхи (1895—1968). Учение продолжалось 11 лет, до тех пор, пока мастер не ушел из жизни. Смерть наставника совпала с достижением Тонгом совершеннолетия, наступившего, по французским законам (которыми руководствовался Южный Вьетнам), в 21 год. Потом были и другие учителя — Лонг Хо-Хой, Фан Тхань Су, Ле Ван Киен. Но главную роль в воспитании Тонга сыграл, конечно, первый наставник, ставший его духовным отцом.

Незадолго до победы коммунистов в Южном Вьетнаме (наступившей в 1975 г.), Тонг уехал во Францию. Почему именно в эту страну? Видимо потому, что его мать наполовину была француженкой. И еще потому, что во Франции двумя годами раньше образовалась федерация Вьетводао—Вовинам, первая организация вьетнамских боевых искусств за пределами страны происхождения. Однако возглавлявшие ее старики крайне скептически относились к успехам более молодых мастеров. К тому же они активно сотрудничали с властями ДРВ, и эмигрантов из Южного Вьетнама встречали в штыки.

Подобная ситуация заставила Тонга сначала учредить собственную школу, а спустя шесть лет, в 1987 г., стать одним из учредителей федерации вьетнамских боевых искусств Во-Вьетнам. Ее костяк составляют мастера, бежавшие из Южного Вьетнама от коммунистов. Каждая школа направления Во-Вьетнам совершенно независима друг от друга. Но большой популярности добилась только одна из них — Кванкидо.

Ныне существует Всемирный Союз Кванкидо, со штаб-квартирой в Милане (Италия). Он объединяет национальные федерации 25 стран, в том числе Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Румынии. Сам мастер живет в портовом городе Тулон, на юге Франции. В свои 55 лет Фам Хуан Тонг находится в прекрасной форме, которой могут позавидовать многие ученики, хотя они моложе его на 10, 20 или на 30 лет. Самое главное то, что мастер Тонг сохранил юношескую живость духа.

Кванкидо представляет собой комплексную боевую систему. В нее входят 4 основных дисциплины. Это техника ударов руками (кулаком, ладонью, пальцами, локтями), ногами (коленями, пяткой, ребром, подъемом, пальцами стопы) и головой. Далее, это вьетнамская борьба Ват, военизированная гимнастика Там-Тхе (типа китайской Тайцзи-цюань) и работа с оружием (Ко-Во-дао). Оружие используется двух типов: крестьянские орудия (лопата, мотыга, топор, весло, шест) и «настоящее» — сабля, прямой меч, трезубец, алебарда, двухзвенный цеп.

Техника подразделяется на боевую, внешне неброскую, и трюковую, специально предназначенную для показательных выступлений. Но как в той, так и в другой огромное значение мастер Тонг придает разламыванию твердых предметов («нгань-фап», или «мань-конг»). Его практикуют двумя способами: активным, когда человек разбивает доски или черепицу ударами своих конечностей и головы, и пассивным, когда различные предметы ломают на человеческом теле ударами молота.

Тонг говорит, что «разламывание не является самоцелью, оно должно рассматриваться как средство объективной оценки реальных возможностей бойца». Кроме того, «разламывание твердых предметов голыми руками и ногами — это одно из наиболее впечатляющих проявлений внутренней силы (ной лык), играющей важнейшую роль в традиционных воинских искусствах».

Практика «нгань-фап» требует длительной специальной тренировки. Очень важно при этом соблюдать последовательность в наращивании ударных нагрузок, заботиться о предотвращении травм. Последнее невозможно без использования лекарственных препаратов традиционной вьетнамской медицины и без массажа. Только при таком подходе удается избежать негативных последствий. Мастер Тонг вспоминает, что у себя на родине, во Вьетнаме, он не раз встречал старых мастеров, руки которых были до такой степени изуродованы ударами по твердым предметам, что они не могли даже обмениваться рукопожатиями! Современному цивилизованному человеку это совсем ни к чему.

В специальной тренировке для разламывания в школе Кванкидо используют мешки, набитые маисом (т.е. кукурузными зернами), рисом, песком, гравием, а также деревянные столбы и манекены. Впрочем, основное все же не набивание рук. Важнее преодоление страха перед столкновением с твердой преградой. Еще требуется хорошая координация движений корпуса и конечностей, сила мышц, прочность сухожилий.

Поединки в школе Кванкидо происходят в перчатках с открытыми пальцами, но босиком. Разрешены любые удары (кроме ударов пальцами в лицо и в горло), любые захваты (включая удушающие) и броски. Интересно, что парных поединков здесь нет. Бойцы сражаются командно, трое против трех или пятеро против пятерых. По мнению мастера Тонга, такие поединки гораздо ближе к дракам в реальной жизни, чем схватки только двух противников. Кроме того, парные поединки «развивают дух чемпионства, несовместимый с истинной традицией воинского искусства».

Напротив, поединки с оружием рассчитаны лишь на двоих противников. Как правило, эти двое работают либо с шестом (бонг), либо с двузвенным цепом (лонг-зян). При этом на оружие одевают насадки из мягкого пластика для предотвращения травматизма. Все остальные виды оружия используются лишь в комплексах формальных упражнений (кюйен) и в показательных выступлениях.

В школе Кванкидо практикуют 21 кюйен с оружием и без него. Среди них знаменитая форма «дракон и тигр», пять комплексов «хюн», «парящий дракон» и другие. Как известно, любая традиционная школа уделяет большое внимание практике формальных упражнений, и в этом отношении мастер Тонг убежденный традиционалист. Если же говорить о содержании традиции, го надо отметить, что Фам Хуан Тонг идет по пути соединения вьетнамской техники с южнокитайской. Поэтому свою школу он называет школой «китайско-вьетнамского боевого искусства».

Автор: А. Тарас

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.