ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Кэн-дзюцу и кэндо

29 Янв 2013

Кэн-дзюцу (кэндо) (искусство фехтования мечом) разделяется на тати-дзюцу (фехтование длинным мечом), кодати-дзюцу (фехтование коротким мечом) и рёто-дзюцу (фехтование двумя мечами).

Фехтование мечом возникло в X веке. К концу XII века уже были канонизированы некоторые приемы фехтования пешего и конного воинов, но по своему значению в боевой подготовке самураев фехтование уступало стрельбе из лука с коня. В эпоху междоусобных войн, когда мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких доспехов и снижению роли конных лучников, стали основным оружием самураев, началось быстрое развитие фехтовального искусства.

Первые сформировавшиеся школы кэн-дзюцу появились в Японии в конце XIV века. Направлений и стилей было очень много, так как залы для занятий («додзё») были у каждого князя, для тренировки дружины и воспитания сыновей. В конце XV — начале XVI веков возникли четыре «великие» школы кэн-дзюцу, от которых произошло большинство позднейших школ. Это Кагэ-рю, Катори синто-рю, Нэн-рю и Тюдзё-рю.

Обучение во всех школах было нацелено на подготовку мастера фехтования, способного противостоять противнику, использующему не только меч, но и другие виды оружия. Поэтому наставники преподавали, помимо приемов боя мечом, еще и технику работы алебардой, копьем, шестом и другими видами оружия, а также борьбу без оружия. Техника фехтования была рассчитана на бой с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны. Удары наносили в «щели» доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола (кусадзури), запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер, щиколотки. Для предотвращения поломки меча его не подставляли под удары противника, вместо этого использовали различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от вражеских атак.

Школы (их известно более тысячи) различались между собой стойками и приемами, но в каждой отдельной школе основных стоек и ударов предусматривалось немного — от 10 до 15. Считалось, что при отличном усвоении этого достаточно, чтобы выйти победителем в любой схватке. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие — выжидательную тактику.

Основным методом совершенствования мастерства являлись парные комплексы (ката), с фиксированными ролями участников и порядком движений, исполняемые с деревянными мечами боккэн (или бокуто). Боккэн выполнялся из твердых пород дерева, по своей форме и габаритам он соответствовал самурайскому мечу катана, длина лезвия которого составляла от двух до трех сяку (сяку = 32 см).

Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами. Уровень подготовки проверялся в соревновательных поединках, где удары реально не наносили, а останавливали в нескольких сантиметрах от цели, а также в дуэлях с использованием боевого оружия.

В XVI веке появилась целая плеяда выдающихся мастеров кэн-дзюцу. Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490—1571), основавший школу Касима синто-рю, и Камиадзуми Хидэцуна (1508—1578), создавший Синкагэ-рю на базе Катори синто-рю и Кагэ-рю. Последний ввел в широкое обращение синай — учебный меч из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов.

В первой половине XVII века наиболее влиятельными школами были Ягю Синкагэ-рю, Итто-рю и Нитэн ити-рю. Последнюю из них основал Миямото Мусаси (1584—1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами (длинным и коротким) одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность фехтования и общую стратегию жизни Мусаси изложил в знаменитом трактате «Горинно сё» (Книга пяти колец).

С середины эпохи Токугава кэн-дзюцу стало терять свое практическое значение. Большинство школ этого периода делало упор уже не на прикладное значение приемов, а на достижение состояния муга (или мунэн) — «безмыслия». Иначе говоря, они трактовали фехтование как динамическую медитацию — разновидность дзэнского тренинга. Искусство фехтования превратилось из боевой практики в путь духовного и физического воспитания.

Основатель школы Дзики синкагэ-рю Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ. Благодаря этому всеобщее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие путь превращения кэн-дзюцу в популярный вид спорта. Среди новых школ только Дзицуё-рю (основал Хираяма Кодзо) подчеркивала боевую ценность фехтования. В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами оставались Дзики синкагэ-рю и Синто мунэн-рю, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто-рю, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После буржуазной революции Мэйдзи (1867—1868) популярность кэн-дзюцу резко снизилась, многие школы исчезли. Для сохранения кэн-дзюцу и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из школы Дзики синкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрацищ схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы многочисленных поклонников.

В 1876 г. кэн-дзюцу было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации. Обучение кэн-дзюцу ввели в полиции. В 1910 г. кэн-дзюцу стало (наряду с дзюдо) одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах. В 1912 г. специальный комитет в составе крупнейших мастеров разработал комплекс (ката) «Путь меча Великой Японской империи», в который вошли наиболее типичные приемы фехтования. В 1928 г. была создана Всеяпонская федерация кэндо.

В 1945 г. американские оккупационные власти запретили занятия кэндо. Дело в том, что традиционное фехтование и связанные с ним обряды считались средством воспитания самурайского духа. Поэтому после поражения Японии в войне, одновременно с литературой, фильмами и спектаклями на самурайскую тему, было запрещено и фехтование. Возродилось оно снова только в 1952 г, но с этого времени развивается уже в спортивном варианте, который сегодня широко известен за пределами Японии.

Современное кэндо

Техника кэндо строится на основе доктрины дзюго-но авасэ, иначе сочетании «податливости» с «твердостью», во всем многообразии ее задач. Посредством дзюго-но авасэ кэндо становится высокоэффективной системой по интеграции человеческой энергии. Таким образом, кэндо становится продолжением теории техники самого боя на мечах, как это имеет место в классических стилях кэндзюцу и кэндо. Поскольку такие более ранние искусства владения мечом существенно повлияли на технику современного кэндо, определенно, что для подобного влияния должны были быть веские основания; многочисленные изменения, внесенные в классическую технику, были необходимы для создания различной техники современного кэндо. Эти изменения свидетельствуют о переходе от фехтования на мечах, характерного для ведения настоящего боя, к тому его виду, когда оно предстает или как духовная дисциплина, или же низводится до уровня спорта.

Современное кэндо является додзё будо, т.е. кэндо практикуется в идеальных условиях, которые обеспечивает тренировочный зал, иначе додзё. Гладкий, ровный пол, где проводятся занятия, позволяет учащимся двигаться с той скоростью и уверенностью, которые нельзя обеспечить, когда бой на мечах происходит в естественных условиях, на открытом воздухе. Поэтому одно из первых изменений в классической технике коснулось самой стойки мечника.

Типичная стойка для современного кэндо является исключительно прямой. Для этого требуется, чтобы ноги были расположены на близком расстоянии, не широко расставлены, и носки смотрели только вперед, к тому же пятка отставленной назад ноги оторвана от пола, — такую позу обычно связывают с тайными учениями Ито Иттосая. Ни одно из этих требований не признается в классическом кэндзюцу, поскольку они создают для бойца неустойчивое равновесие и не позволяют по-настоящему усилить рубящий удар, эффективность которого определяется движением кисти вниз. Полностью фронтальная стойка, принятая на вооружение современными кэндоистами, также не согласуется с хан-ми, иначе стойкой вполоборота, классического кэндзюцу, которая предпочтительна в начале схватки с противником, поскольку защищает уязвимую область вокруг сердца. Но прямая стойка, наблюдаемая в современном кэндо, дает кэндоисту идеальную возможность для быстрого начала атаки и изменения ее направления, благодаря ровной поверхности пола в додзё. Движение, начинаемое из традиционной стойки в кэндо, обычно делается скользящим шагом, где отставленная назад нога с поднятой пяткой позволяет хорошо чувствовать почву под ногами и тем самым удачно оттолкнуться в момент атаки. Скользящий тип движения едва ли возможен на естественном грунте.

Тесным образом со стойкой и движениями мечника связано его защитное снаряжение. В реальном бою средневековый рыцарь часто облачался в каттю, легкие, но прочные и подвижные доспехи; техника и тактика классического кэндзюцу учитывают особенности такого рода доспехов. Что касается веса и прочности, то современные доспехи лишь отдаленно напоминают доспехи боевые, и движения современного кэндоиста менее скованны, и соответственно, форма и исполнение приемов отличаются от тех, что были характерны для действий средневекового рыцаря.

А. Горбылев

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.