ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Фехтование

03 Янв 2013

В широком смысле слова фехтованием можно назвать бой любым видом холодного оружия. Но чаще всего под фехтованием понимают работу клинком для одной руки — мечом, шпагой, саблей, кинжалом.

Подлинными мастерами фехтования (как и всякого другого боевого искусства) могли становиться только избранные люди — те, кто посвящал его постижению все свое время и силы. Это верно для любого общества, для любой эпюхи.

Великий французский драматург Жан-Батист Мольер (1622—1673) дал наиболее известное определение фехтования: «Фехтование есть искусство наносить удары, неполучая их. Необходимость прикоснуться к противнику, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который оценивает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить еще точностъ и быстроту, дабы сообщить надлежащую мощь оружию».

Спустя два века итальянский теоретик и преподаватель фехтования Маркиони определил фехтование следующим образом: «Это гимнастическое упражнение, посредством которого, подражая дузли, можно научиться защищать себя и нападать на другого, познакомиться с настоящим оружием, имея в руках только похожее на него, как например вместо шпаги — рапиру, вместо сабли — багет». Иными словами, Маркиони разделял фехтование на процесс обучения, поединок по определенным правилам (дуэль) и бой без правил (сражение).

«Настоящий бой» (т.е. бой без правил) представляет собой схватку двух или большего числа противников с целью уничтожения врага любым способом в кратчайший промежуток времени. Принцип «любым способом» является главным принципом настоящего боя. В нем все сводится к возможно более быстрому и безопасному для себя уничтожению противника. В отличие от «настоящего боя», спортивное фехтование представляет условную схватку двух человек, каждый из которых стремится в кратчайший промежуток времени максимальное число раз прикоснуться к противнику, избегая при этом аналогичных прикосновений с противоположной стороны.

Как для настоящего, так и для спортивного фехтования требуются одни и те же психофизические качества: концентрация внимания, целеустремленность действий, чувство дистанции и ритма, быстрая реакция, высокая скорость движений, ощущение противника, смелость, память на движения, умение правильно выбирать момент для атаки, умение мгновенно изменять амплитуду и темп движений. Однако в спорте эти качества воспитываются на таком материале, который совершенно непригоден для настоящего боя на поражение.

Спортивный фехтовальный поединок условен. В нем используют предельно легкое и затупленное оружие, легкие удобные костюмы и обуви, специальную дорожку, передвижения только вперед и назад. Поражаемое пространство тоже условно, поскольку требуется легкое прикосновение, а не укол, пронзающий тело насквозь. Короче, это игра. Боевое фехтование выглядело совершенно иначе.

До конца XVI века основным видом длинного клинкового оружия в Европе был меч. Но в течение первой трети XVI века его повсеместно вытеснила шпага. Это было связано с распространением огнестрельного оружия, сделавшего ненужными тяжелые доспехи, закрывавшие воинов от затылка до пяток. Вместо них вошли в употребление легкие кирасы, шлемы без забрала и небольшие круглые щиты. Затем отказались от щитов и шлемов, заменив их оружием для левой руки — дагой либо кинжалом. Длинный тяжелый меч, сохраняя свои режущие свойства, постепенно уменьшался в размерах и весе и превратился наконец в плоскую режуще-колющую шпагу.

Такая шпага представляла собой длинной оружие (длина вместе с эфесом до 140 см) с упругим плоским клинком шириной от 3 см, постепенно суживающимся к острию. Клинок имел двустороннюю заточку и острие для укола. Длина эфеса составляла 20—25 см, включая гарду, рукоять и противовес. Существовали три основные формы гарды: немецкая — в виде простой крестовины и дужки для защиты пальцев; испанская — в виде чашки и дужки; итальянская — в виде нескольких колец разного диаметра, расположенных одно над другим подобно корзинке. Противовес делали в виде набалдашника, который уравновешивал оружие и не давал руке соскальзывать с рукояти.

Помимо ударов и уколов, боевое фехтование включало в себя элементы рукопашного боя: удары ногами, подсечки и подножки, удары руками, толчки руками и корпусом, захваты, болевые приемы на суставы с целью обезоруживания. Постепенно сложилась сложная техника ведения боя одной и двумя руками (шпагой и дагой, шпагой и кинжалом, шпагой и плащом, одной лишь шпагой), сочетавшая работу оружием с борьбой на ближней дистанции. Необходимость специального обучения этой технике привела к появлению профессиональных учителей фехтования и борьбы.

В соответствии с цеховыми традициями они объединялись в корпоративные организации, так называемые «братства». Известны, например, фехтовально-борцовские братства Святого Марка и Святого Луки в Германии XV—XVI веков. Возникли также союзы странствующих фехтовальщиков, обучавших своему искусству всех желающих за плату Кроме того, существовала своеобразная социальная группа «браво» (или «эскримеро») — профессиональных фехтовалыщиков, выступавших в ролях охранников, учителей фехтования и наемных убийц. С XV века фехтование являлось обязательным учебным предметом в итальянских университетах, с XVI — в немецких, с XVII во французских, с XVIII в русских учебных заведениях (Указ Петра Великого об изучении «рапирной науки»).

В XV веке и первой половине XVI века лидирующее положение в Европе занимали испанские мастера шпаги. Этому способствовало производство знаменитых толедских клинков, сочетавших прочность с легкостью, а также широкое распространение дуэльных поединков в Испании того времени. Боевая стойка представителей испанской школы была такова: левая нога впереди, шпага в правой руке использовалась только как наступательное оружие, дага, кинжал либо плащ в левой руке — для обороны. Этот стиль получил название «эспада-и-дага» (т. е. бой шпагой и вспомогательным оружием).

В середине XVI века центром фехтовального искусства в Европе стала Италия. Именно она в наибольшей мере сочетала фехтовальные приемы с борцовскими. Кроме того, итальянцы первыми начали применять оружие левой руки не только с целью защиты, но и для нападения. Широкая боевая стойка, работа выпрямленной вперед руки со шпагой за счет локтевого сустава, фиксация пальцев и лучезапястного сустава (чему способствовала корзинчатая гарда), устремленные вперед позиции, силовая манера ведения боя — таковы отличительные черты итальянской школы фехтования.

Французская школа сложилась в конце XVII века в результате синтеза испанской и итальянской школ. Французы облегчили и укоротили шпагу, что позволило усложнить технику приемов и повысить скорость их выполнения. Они первыми отказались от оружия для левой руки. Однако левую руку еще долго использовали для захвата клинка противника. Чтобы избежать при этом порезов, перчатку для левой руки делали из особо прочной кожи, усиливая ее стальными нитями на внутренней стороне перчатки.

В управлении клинком главную роль стали играть пальцы и лучезапястный сустав, а не локоть. Боевая стойка сделалась более узкой, что обеспечило повышение маневренности. Вперед французы выставляли правую ногу вместо левой, так как подобная позиция давала возможность и атаковать, и обороняться одной лишь шпагой.

Французы, кроме того, первыми сделали главным способом атаки молниеносный укол, справедливо оценив его преимущества по сравнению с ударами. Однако в настоящем бою бывает всякое, поэтому среди военных режуще-рубящие движения сохранялись до XIX века включительно. Укол торжествовал в основном на дуэлях.

В Австрии, Великобритании, Германии, Польше, Португалии, России и других европейских странах обычно придерживались одной из трех господствовавших школ, либо практиковали так называемый «микст», т.е. смесь приемов, характерных для разных школ.

В фехтовании на шпагах выделяют три дистанции противниками:

а) дальнюю, когда кончики клинков в вытянуты в руках противников, не соприкасаются, и для проведения атаки требуется продвижение вперед на два-три шага;
б) среднюю, где кончики клинков соприкасаются, так что для атаки достаточно сделать выпад на один шаг;
в) ближнюю, на которой соприкасаются клинки, удерживаемые в полусогнутых руках.

На дальней и средней дистанциях преимущество обычно имел тот боец, у кого оружие или рука были длиннее.Смена дистанций являлась одним из важнейших элементов тактики боя. Поэтому в процессе обучения фехтованию много времени уделяли перемещениям и уклонениям. Перемещения включали одиночные и приставные (двойные) шаги, перебежки, прыжки вперед, назад, влево, вправо, по прямой линии и по дуге. Уклоны корпуса производили назад, в стороны, вниз.

Среди ударов шпагой основными считались следующие:

1) вертикальные сверху вниз по голове, правому и левому плечу;

2) диагональные (наклонные) сверху вниз по голове, правому и левому плечу;

3) в горизонтальной плоскости по бокам;

4) диагональные снизу вверх по бокам;

5) вертикальный удар снизу вверх по корпусу.

Уколы фехтовальщики наносили во все части тела: в лицо, корпус, руки, ноги — по прямой линии спереди, снизу вверх, сверху вниз, с боков.Разумеется, наиболее сложные приемы фехтовальщики применяли только в залах и на дуэлях «до первой крови». В смертельном «настоящем бою» было не до изысков. Вот как об этом сказал один французский фехтовальщк XVIII века: «В самых сложных ударах малейшая неточность более опасна для того, кто наносит удар, чем для противника. Тот, кто наносит слишком сложные удары, часто бывает вынужден пренебречь защитой, что приводит к ужасным последствиям. Впрочем, большинство таких ударов не выходят за пределы фехтовальных залов. В поле (в сражении) прямой удар и прямой отвод — чуть ли не единственные используемые приемы, прочие считаются слишком опасными».В последней четверти XVII века на смену плоской шпаге пришла трехгранная или четырехгранная. Клинок с подобным сечением пружинит, но не выгибается и хорошо пронзает любой материал. Эта форма шкаги позволила полностью отказаться от рубящих ударов. Однако уколы превратились в единственный способ атаки лишь в дуэльном фехтовании (которое стало предтечей современного спортивного). Военные люди сохраняли режущий клинок еще очень долгое время.Развитие огнестрельного оружия свело значение фехтования шпагой до нуля. Сегодня оно существует только как сценическое искусство и как вид спорта. Однако начиная с XIX века и до наших дней технику фехтования колюще-режущей шпагой (и саблей) употребляют в фехтовании тростью.

Автор: А. Тарас 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.