ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Философия тхэквондо

Путь боевых искусств — это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился дон Хуан в книге Карлоса Кастанеды, «стать воином — значит сознательно выработать у себя набор специфических качеств и соответствующее этим качества поведение». Масутацу Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику». Занятия боевыми искусствами позволяют удовлетворять те глубинные потребности, которые определяют все человеческие поступки. Эти потребности разделяются на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные).

Философия тхэквондо в Челябинске

Удовлетворение витальных потребностей (от латинского слова «вита» — жизнь) обеспечивает биологическое существование индивида. Признание со стороны себе подобных (что связано с понятиями популярности, любви, власти, авторитета) относится к социальным потребностям. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни. Так вот, прикладной аспект боевых искусств (то, что в Будо называют «дзюцу» — техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревнований, показательных и трюковых выступлений («сиай»), а также исполнение роли наставника, главы школы или федерации соответствует той стороне человеческой природы, которая жаждет признания окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «Путь», связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же (и таких большинство) реализуются по отдельности: только техника боя, только спорт, только психофизическая практика.

Говоря о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремления к власти или к славе — все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян. Для того, чтобы пройти «школу боевого искусства», понимаемую лишь как определенную техническую систему, не требуется ничего иного, кроме времени, здоровья и усердия. Для овладения «голой» техникой, приемами нападения и защиты, образ жизни адепта, наличие либо отсутствие у него совести, чести, чувства красоты и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему физиологических ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, не получил бы он на тренировках тяжелую травму, достало бы ему упорства. А вот для того, чтобы все три аспекта боевых искусств (дзюцу, сиай, до) соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше техники конкретной системы — для этого преображение психики и тела через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимы. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30 — 40 лет.

В условиях современного этапа развития нашего общества все явственней проявляется «культ» грубой силы, агрессивности и вседозволенности у той категории людей, которые начинают заниматься каким-либо боевым единоборством, будь-то борьба, бокс, каратэ или тхэквондо. В особенности это заметно у подростков, с их еще неокрепшей психикой, формирующейся личностью и периодом полового созревания. Все это ведет к еще большему упадку нравственности в обществе а, как известно, нравственное воспитание – основное направление всестороннего возвышения человека. И не только человека отдельного, индивидуального. Это и путь совершенствования общества в целом.

Решить проблему совершенствования личности человека в боевых единоборствах может тхэквондо, при условии, что будут соблюдены определенные условия его овладения. Современное тхэквондо – это восточная система самозащиты, Олимпийский вид спорта и боевое искусство (этико-философский аспект). К сожалению, инструктора тхэквондо не всегда осознают важность именно целостного подхода в преподавании этого единоборства. Часто это становится причиной потери интереса к занятиям тхэквондо, либо все сводится к спорту или рукопашному бою. Человек, прошедший подготовку в тхэквондо или в любом другом виде боевого единоборства, всегда будет иметь при себе физическое и психологическое оружие, невидимое постороннему взгляду, а потому не менее мощное и опасное, чем самое современное оружие. Общество должно быть гарантировано от случайного или необдуманного применения такого оружия. В связи с этим, уже во времена зарождения боевых единоборств ставилась задача не только развить физические и бойцовские качества человека, занимающегося искусством поединка, но и сформировать высокий морально-этический облик с твердой волей и самодисциплиной. В противовес обязательным для каждого практикующего боевые единоборства, навыкам максимально жесткого и агрессивного поведения в бою, применялась идея следования философско-этическому «Пути Воина» или «Пути Боевых Искусств».

Философия Пути Боевого Искусства представляет собой специфическое мировосприятие, и как таковое, оказывает влияние на весь образ жизни человека, начиная от взглядов и представлений и заканчивая ориентацией в практической деятельности. Она объединяет и упорядочивает самые различные духовные и морально-этические образования: мифологию, религиозные представления, научные теории, высшие нравственные ценности, житейский опыт многих поколений мастеров боевых единоборств. Философия боевых искусств является, прежде всего, философией экзистенциализма, то есть философией жизни и практического опыта. Исходя из всего выше сказанного, нужно подчеркнуть, что не идеологические доктрины, не чужие обычаи и верования восточных народов, а именно житейская философия древних мудрецов и мастеров боевых искусств, неотделимая от всего их образа жизни, представляет собой философию боевых искусств. Необходимо помнить, что наивысшей целью в боевых искусствах является не количество побед и накачанные мышцы, а формирование целостной гармоничной личности и философского мировоззрения.

Вот, например, поразительное по своей гениальной простоте и наполненности внутренним смыслом изречение Бусидо (учение о Пути воина): «Великая победа – та в которой не проливалась кровь, лучшая победа – победа над самим собой …» И это не просто, высокие слова . Человек , серьезно занимающийся каким-либо боевым искусством, делает ставку прежде всего не на победу над противником, а на победу в схватке со своей слабостью, ленью, в схватке со всеми своими отрицательными качествами. Таким образом, можно сказать, что основной концептуальной идеей философии боевых искусств является то, что это искусство за время занятий сделает с занимающимся, а не то, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим! Кроме того, любое боевое искусство может быть успешно применено в качестве единоборства, то есть позволит защитить жизнь и честь свою, и своих близких. Позволит уцелеть в бою и реализовать через систему боя путь к высшим ценностям, откроет дверь, ведущую к вершинам самосознания, самосовершенствования, познания собственного тела и духа, и ко многим другим вершинам!

Философский аспект тхэквондо как боевого искусства представлен следующими принципами:

1. (ИН): физическое и духовное познание собственного «Я» и окружающей действительности , посредством овладения тхэквондо и постижения философии боевых искусств. В философии тхэквондо принцип «познание» также заключается том, что учителю необходимо глубоко и основательно объяснять ученикам связь учения с жизнью , с практическим применением в жизни не только боевые умения , но и умения руководствоваться нравственными категориями в разрешении различных конфликтов . В связи с тем , что в подростковом возрасте начинает формироваться абстрактное мышление , то у тренера появляется возможность раскрывать ученикам основы мировоззренческих этико-философских аспектов боевых искусств на примерах из жизни древних и современных мастеров единоборств в виде бесед , лекций , коротких рассказов до и после тренировки , перед выполнением сложного или опасного задания . «Примеры из жизни мудрецов и мастеров боевых искусств непременно подводят человека к размышлению и глубинному пониманию жизненной философии стремящегося к совершенству . Показывают путь к идеалу , прообразом которого служат многие герои старинных народных преданий и легенд , рыцарских саг и баллад и так далее .».Примеры терпения , упражнения , стиля жизни и образа мыслей способствуют формированию у подрастающего поколения мировосприятия и мировоззрения в духе философии боевых искусств , то есть в духе физического и духовного познания собственного «Я». Все это подразумевает изучение не только техники и тактики боевого единоборства , но и знакомство с историей , литературой , культурой , а также кино- и видеоматериалами на данную тему.

2. (ДОК): совершенствование характера духовным и моральным воспитанием ( вежливости , скромности , чувства чести). Путь к идеалу , прообразом которого могут служить как древние , так и современные мастера боевых искусств. Железная дисциплина , не как вынужденное следование определенным правилам и традициям , но как осознанный выбор образа жизни , основанный на глубоком понимании сущности законов оптимальных взаимоотношений человека с миром и с самим собой . Сознательная дисциплина бойца в тхэквондо с целью воспитания своего духа во многом схожа с концепцией безупречности в философии Карлоса Кастанеды: «Безупречность – это особое состояние духа и принципиальный этап в развитии человеческой психики. Это трансформация практически всех жизненных установок личности , влекущая за собой явление нового существа , психически , эмоционально и духовно преображенного.» Именно безупречность и сознательная дисциплина формируют производные, индивидуальные, неразрывно связанные с целостными основными качествами личности показатели жизнедеятельности подростков – прилежание и успешность. Прилежание и успешность вместе с главными определяющими качествами и свойствами, такими, как убежденность, стойкость и целеустремленность моральной направленности личности определяют критерии индивидуальной нравственной воспитанности подростка. Постижение принципа «воспитание» во многом согласуется с социальной мотивацией подростков, так как подразумевает, кроме всего прочего, культивирование в индивиде всего человеческого, освоение и внутреннее принятие общественной морали, которая регулирует его внутреннее поведение, помогая оптимально адаптироваться в социуме.

3. (ЙЭ): укрепление тела и духа искусством борьбы. Необходимым является регулярное участие в тренировках и следование обязательным правилам . Это приучает к дисциплине , терпению , настойчивости . Тогда формируется позитивная психическая установка , которая не позволяет без причин использовать умения борьбы как грозное оружие. Необходимым является активное участие в тренировках и соблюдение установленных правил. Это приучает подростков к дисциплине, терпению, настойчивости. Формируется позитивная психическая установка, которая не позволяет без причин использовать знание тхэквондо как грозное оружие для низменных целей. Происходит перенос акцента с того, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим, на то, что это боевое искусство в процессе занятий сделает с тобой. Принцип «совершенствование» включает в себя следование пути гармонизации «ИНЬ-ЯН», то есть гармоничное сочетание и развитие в процессе тренинга внутренней (воля) и внешней (тело) силы, физического и духовного, интеллектуального и интуитивного и т.п. Интегральный тренинг здесь осуществляется посредством гармоничного сочетания технико-тактической подготовки, повышения функциональных возможностей организма и психотренинга (аутогипноидеомоторика, концентрация, медитация). Духовное и физическое совершенствование являются для подростков основными личностными мотивами, наряду с идеальными потребностями и укреплением самосознания. Это мотивационный тренинг личностной направленности. Принцип «совершенствование» подразумевает овладение тхэквондо в его целостности, то есть совершенное владение боевыми навыками единоборства, успешные выступления на соревновании и постижение этико-философских аспектов боевых искусств.

4. (ДО): «Путь» имеющий начало, но не имеющий конца. Процесс самореализации и внутреннего самораскрытия в жизни. Практика использования боевых искусств как системы психотренинга, призванная превратить интуицию человека в постоянно действующий фактор и через психосоматический и биоэнергетический баланс достичь состояния «просветленного сознания». Это и есть высшая точка слияния агрессивного боевого единоборства и философских морально-этических категорий «Пути воина». Вообще, любое боевое искусство, включающее в себя идею следования «правильному Пути» — это, прежде всего, состояние ума, образ жизни, философия. Им нужно заниматься для самосовершенствования, а самосовершенствование, как и Путь, может длиться всю жизнь. Не может быть вершины, точки покоя. В восточных единоборствах существует такое высказывание: «Обучая ученика технике, учитель должен быть настойчивым. Объясняя ученику, когда он может ею воспользоваться, учитель должен быть добрым. Показывая ученику правильный Путь, учитель должен быть терпеливым!» Воин, в его философском понимании, противостоит врагу не внешнему, а внутреннему (лень, страх, чувство собственной важности, жалость к себе, потворство своим недостаткам и слабостям).

Известный мастер айкидо Морихей Уэсиба писал: «На первый взгляд может показаться, что боевое искусство – это искусство боя, войны, но на более высоком уровне боевое искусство – это искусство Мира, которое начинается с самого человека. Искусство Мира – это жизнь, а жизнь это развитие и рост. Если мы перестаем расти технически, умственно или духовно мы приближаемся к смерти. Все законы мироздания, все законы вселенной живут в человеке. Жизнь сама по себе есть истина и искусство. Боевое искусство – это искусство истинной жизни. Этика и философия боевых искусств – это этика и философия Жизни!»