ОЛИМПИЙСКОЕ ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

Цигун боевой

29 Дек 2012

«Боевой» или «Жесткий цигун» — это один из традиционно используемых в ушу методов вспомогательной тренировки. Официально термин «жесткий цигун» был утвержден в 1976 году на Всекитайской конференции по цигуну. До этого подобные комплексы были известны под названиями «нож и ружье не берут», «накидка золотого колокола», «железная рубаха», «железная ладонь» и т.п. Однако все разновидности жесткого цигуна основываются на закаливании поверхности тела ударами, тычками и т.п., и выработке умения перемещения внутренней энергии ци в любую часть тела. Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов; способность разламывать или пробивать твердые предметы, выводить из строя внутренние органы человека и животного.

Методы жесткого цигуна делятся на атакующие и защитные. К атакующим относятся «железный кулак», «железная ладонь», «орлиные когти», «алмазные пальцы», «железные руки», «железные колени», «железные стопы». Защитные — это «железная голова», «железная грудь», «железный живот», «железная спина», «железная промежность».

Обычный порядок тренировки жесткого цигуна таков:

Первый шаг: обучение основным упражнениям, типа стояния в позиции всадника, ударам ногами и т.п. Это система закаливания тела.

Второй шаг: с помощью концентрации и мысленного сопровождения ци развивать силу пальцев и ладоней. Например, можно втыкать пальцы и ладони в кучу бобов, крупнозернистого песка или железных опилок.

Третий шаг: концентрируя внимание и направляя мысли, ладонями, кулаками или палкой наносит удары по разным частям тела, тем самым тренируя мышцы, кости, кожные покровы, воспитывая их крепость и выносливость.

Четвертый шаг: деревянным шестом или дубинкой наносить удары по ладоням, плечам, животу, ногам и другим частям тела, чтобы выработать их невосприимчивость к ударам.

Пятый шаг: подвесить мешок с песком или камень, наносить по нему удары ладонями и кулаками, чтобы оттолкнуть от себя; когда мешок начнет возвратное движение, то надо останавливать его, подставляя тренируемую часть тела.

Шестой шаг: в зависимости от того, какую часть тела надо тренировать, проводить направленные воздействия острием. После длительных занятий тренируемая часть приобретает способность выдерживать огромное давление и колюще-режущие удары.

Строгого научного объяснения эффекта занятий цигуном нет до сих пор, хотя само явление современной наукой уже не отрицается. Известно, правда, что внешний эффект не всегда соответствует происходящему на самом деле. Так, согласно объяснениям одного из мастеров системы «золотой колокол», на самом деле режущий удар ножом разрезает кожу, но тренировка цигун позволяет мгновенно остановить кровотечение, и создается впечатление неуязвимости при удара ножом.

Очень многие путают такие понятия как `цигун’ и `нэйгун’. `Цигун’ в переводе с китайского означает `работа с ци’, то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун’ — это `внутренняя наработка’, то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости’ — искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести’ — выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю’, и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая — «Каноне о внутреннем Желтого императора». В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям — применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

Самое простое применение цигуна по отношению к себе — это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию «столбового стояния» и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня.

А в трактате «Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства» говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет «сочиться сквозь поры тела». Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими «причудами», но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю — любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце

Примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться, а «включателем» для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние. 

Самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах – для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. В китайском ушу обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе – удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятие цзин, ци, шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако, с помощью методик одни субстанции можно перегонять в другие.

В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую «от костей и сухожилий», комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей проявляться даже если тело неподвижно. Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые «три внешние координации», то есть «координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп». Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями. Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение «тремя внутренними координациями». Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства.

Особым видом боевого цигуна являются методы, направленные на выработку «испускания внешнего ци». Это умение направлять поток внутренней энергии на внешний объект. Им обладают немногие, оно требует длительных специальных тренировок.

Теоретическое определение таково: путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода цигуна гармонизировать «внутреннее ци» человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время (используя определенные биологически активные точки) испускать его наружу. Для овладения этим искусством нужны годы занятий, а его применение сравнимо с использованием однозарядного пистолета: после выстрела из одного надо доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.